Вернуться к обычному виду

Разъяснения полномочий Россельхознадзора в части контроля за соблюдением закона об ответственном обращении с животными

16.12.2020

Разъяснения полномочий Россельхознадзора в части контроля за соблюдением закона об ответственном обращении с животными

С 01.01.2020 вступили в действие нормы Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон 498).

Ст. 19 Закона 498 предусматривает новый вид надзора - государственный надзор в области обращения с животными, который не является подвидом федерального государственного ветеринарного надзора (далее – ФГВН).

Постановление Правительства РФ от 30.11.2019 № 1560 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными» вступило в силу с 01.01.2020, подп. Б п.3 возлагает на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы данный вид надзора ТОЛЬКО в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях (ст. 15 Закона 498). Соответствующие изменения внесены в Положение о Россельхознадзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327:

«5.1.13. государственный надзор в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях» (изменения вступили в силу с 01.01.2020).

Административный регламент на данный вид надзора отсутствует.

В осуществлении государственного надзора в области обращения с животными участвует также Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (подп. А п.3 Постановления Правительства РФ от 30.11.2019 № 1560 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными»). Таким образом, обращения и заявления в части, касающейся диких животных, надлежит передавать по подведомственности данному органу.

Государственный надзор в области обращения с животными регулируется следующим образом:

- к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- при проведении проверок в отношении физических лиц Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяется;

- предусмотрены следующие контрольно-надзорные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

а) мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;

б) мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

в) плановые (документарные и выездные) проверки;

г) внеплановые (документарные и выездные) проверки;

- предусмотрены следующие контрольно-надзорные мероприятия в отношении граждан:

а) плановые (рейдовые) осмотры;

б) внеплановые документарные и (или) выездные проверки.

К настоящей служебной записке прилагаю документы, принятые во исполнение Закона 498 (все вступили в действие).

Постановление Правительства РФ от 30.12.2019 № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» вступило в силу 01.01.2020.

Россельхознадзор с 01.01.2020 получил новую государственную услугу «лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах», что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 № 1938 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах» (текст прилагаю). Административный регламент оказания вышеуказанных услуг не утвержден.

Кроме того, в силу п.13 Положения о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах, лицензионный контроль также возлагается на Россельхознадзор.

Лицензируемые виды деятельности:

1. Содержание и использование животных в зоопарках.

2. Содержание и использование животных в зоосадах.

3. Содержание и использование животных в цирках.

4. Содержание и использование животных в зоотеатрах.

5. Содержание и использование животных в дельфинариях.

6. Содержание и использование животных в океанариумах.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2022 г. После 1 января 2022 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Таким образом, формально до 01.01.2022 работать в качестве зоопарка, зоосада, цирка, зоотеатра, дельфинария и океанариума можно без лицензии (привлечь к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ нельзя).

Обратите внимание, что в качестве зоопарка, зоосада, цирка, зоотеатра, дельфинария и океанариума могут работать с 01.01.2020 ТОЛЬКО юридические лица и индивидуальные предприниматели (см. п.1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2019 № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию»), т.о. граждане данные виды деятельности осуществлять не имеют право.


Возврат к списку