Вернуться к обычному виду

Ответы на вопросы первых публичных слушаний

Вопрос 1: на территории Республики Бурятия в розничном обороте увеличилось количество семян ненадлежащего качества, какие меры принимаются Управлением для предотвращения реализации таких семян?

Ответ на вопрос 1: Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия уже второй год действует в режим «надзорных каникул», т.е. особый порядок проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, введенный ст.26.1 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Таким образом, Управление уже второй год не проводит плановые проверки предпринимателей, которые занимаются розничной реализацией семян, т.к. практически все они относятся к числу субъектов малого предпринимательства. Управление до конца 2018 года вправе проверять реализаторов семян внепланово по обращениям граждан. Однако количество такого рода обращений невелико.

Вопрос 2: на территории Республики Бурятия распространено такое заболевание как золотистая картофельная нематода, какие меры борьбы с данным заболеванием существуют?

Ответ на вопрос 2: Золотистая картофельная нематода (Globodera rostochiensis (Woll.) Behrens.) в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15.12.2014 № 501 «Об утверждении Перечня карантинных объектов» является карантинным объектом на территории Российской Федерации. Узкоспециализированный вид нематод, который паразитирует на корнях картофеля и томатов, поражает другие растения из семейства паслёновых. Развитие картофельной нематоды происходит в корнях растения-хозяина. Больные растения образуют слабые стебли, которые преждевременно желтеют. Клубней образуется мало, они мелкие, а иногда совсем отсутствуют. Картофельная нематода особенно значительный ущерб наносит на приусадебных участках и на полях с сокращённым севооборотом, где картофель выращивается бессменно или возвращается на прежнее место на второй-третий год. Потери урожая могут составлять 30—80 %. Кроме прямых потерь, есть потери, обусловленные запретом или ограничением перевозки продукции из зон заражения, поскольку картофельная нематода является объектом внешнего и внутреннего карантина. Распространяется картофельная нематода в основном в стадии цист, которые прилипают к предметам, соприкасающимся с зараженным грунтом, и переносятся на любые расстояния. Обычно цисты переносятся с посадочным материалом, с почвой, оставшейся на клубнях, корнеплодах и луковицах, дождевыми водами и ветром. Таким образом, единственной действенной мерой борьбы с данным организмом является установление карантинной фитосанитарной зоны в пределах очага нематоды, а также строгое соблюдение запрета на выращивание картофеля в пределах зоны.

 

Вопрос 3: чем опасен помет животных, если его «выбрасывают» на поля? Когда его можно использовать как удобрение?

Ответ на вопрос 3: помет животных, т.е. отходы жизнедеятельности сельскохозяйственных и иных животных рассматривается как биологические отходы (п. 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4.12.1995 № 13-7-2/469). Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах (п. 1.5. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов). Пункт 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс любых отходов поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Использование помета животных в качестве удобрения допускается только после обезвреживания биотермическим способом. В соответствии с п. 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 № 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев. Вопрос о применении навоза в качестве удобрения более подробно разъяснен Министерством природных ресурсов и экологии РФ «Об оформлении лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности при обращении с навозом».

 

Вопрос 4: как разграничивается компетенция Россельхознадзора и Роспотребнадзора при проверке пищевой продукции?

Ответ на вопрос 4: Россельхознадзор в своей деятельности руководствуется Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля». В частности, попд. «б» п.1 порядка предусмотрено, что к ведению Россельхознадзора относится надзор по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора:

- продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках;

- деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта;

- условия утилизации некачественной, опасной для человека продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта (в том числе условия ее использования на корм животных), или уничтожения.

 

Ответы на вопросы вторых публичных слушаний:

 

1.            Почему при закупке пищевых продуктов организациями бюджетной сферы Иркутской области крайне мало закупается продукции у местных производителей? Можно ли изменить эту ситуацию?

 

Ответ: Россельхознадзор не является государственным органом по контролю за исполнением Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, Управление не уполномочено давать разъяснения по исполнению данного закона. Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Управления свидетельствует о том, что при закупках продовольствия организациями бюджетной сферы Иркутской области возникают следующие проблемы:

1/ местные производители не участвуют в закупках, т.к. не производят мониторинг сайта http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html$

2/ условия закупок, предлагаемые государственными и муниципальными заказчиками, не устраивают местных производителей (малые партии, небольшой объем одной партии, отдаленность места поставки и т.п.);

3/ не всегда крестьянские фермерские хозяйства (местные производители) проводят добровольное подтверждение соответствия качества вырабатываемой пищевой продукции, что обычно требуется при закупках для государственных или муниципальных нужд;

4/ многие заказчики не закупают сырое мясо, сырое молоко и подобную продукцию, т.к. не имеют возможности ее обрабатывать: объектом закупки являются полуфабрикаты более удобные для переработки и хранения (например: мясной фарш).

 

 

2.            Можно ли оформить ветеринарное свидетельство формы № 2 на сырое молоко по ветеринарной справке?

 

Ответ: ветеринарное свидетельство формы №2 оформляется на продукцию животного происхождения. Весь процесс оформления ветеринарных сопроводительных документов регламентирован Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 № 589 «Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» (далее – Правила). В соответствии с п. 7 Приложения №1 к Правилам, при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации свидетельство оформляются на основании:

- сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров;

- результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации;

- лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации;

- данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных);

данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар;

- справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия);

- иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

 

3.            Куда нужно обращаться за справками, подтверждающими безопасность молока, если в районных ветеринарных лабораториях отсутствуют приборы, позволяющие проводить необходимые исследования?

 

Ответ: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 9.10.2013 № 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» не предусматривает необходимость выдачи/получения такого документа как «справка о безопасности» молока. Пункт 7 Приложения № 1 Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 № 589 «Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» предусматривает, что одним из документов, на основании которых производится выдача ветеринарного свидетельства является «справка о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации». Данный документ выдают Станции по борьбе с болезнями животных, а также территориальные подразделения, подведомственные органам регионального ветеринарного надзора (Управление ветеринарии Республики Бурятия, Служба ветеринарии Иркутской области).

Управление обращает внимание, что п.99 Технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции» (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9.10.2013 № 67) предусматривает, что подтверждение соответствия молока и молочной продукции требованиям технического регламента осуществляется в следующих формах:

а) декларирование соответствия;

б) государственная регистрация продуктов детского питания - в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP ТС 021/2011);

в) государственная регистрация молочной продукции нового вида - в соответствии с положениями технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP ТС 021/2011);

г) ветеринарно-санитарная экспертиза сырого молока, сырого обезжиренного молока и сырых сливок, поставляемых на предприятие для дальнейшей переработки.

Таким образом, если цель предприятия, подтвердить безопасность молочной продукции, то для этих целей проводится ветеринарно-санитарная экспертиза сырого молока.

Вопрос о техническом оснащении лабораторий Станций по борьбе с болезнями животных, а также их территориальных подразделений, подведомственных органам регионального ветеринарного надзора передан для ответа их учредителям (Управлению ветеринарии Республики Бурятия).

 

Ответы на вопросы третьих публичных слушаний:

1.            Новые технические регламенты, которые регулируют оборот пищевой продукции, не распространяются на пищевую продукцию непромышленного изготовления. Что понимается под данной продукцией?

 

Ответ: пищевая продукция непромышленного изготовления - пищевая продукция, полученная гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством и иными видами деятельности (ст. 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 № 880).

Технические регламенты действительно не распространяются на данный вид продукции, т.к. продукция, производимая гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, предназначена только для личного потребления и не предназначенна для выпуска в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза.

Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия напоминает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов (п.1 ст. 5 федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

 

2.            Каким образом получить доступ во ФГИС «Меркурий» и сколько это будет стоить?

 

Ответ: Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия сообщает, что для регистрации в системе Меркурий и получения доступа необходимо предоставить в территориальное Управление Россельхознадзора сведения об организации/индивидуальном предпринимателе, сведения о местах осуществления деятельности (производство, переработка, хранение, реализация), сведения об администраторе организации/индивидуального предпринимателя, который будет работать в системе и, при необходимости, предоставлять доступ другим сотрудникам организации.

Для регистрации перечисленные сведения необходимо оформить в виде заявки по шаблонам: http://vetrf.ru/vetrf-docs/mercuryquickstart/.

После обработки на указанный в заявке адрес электронной почты вы получите письмо с реквизитами доступа, после чего можно начинать работать с системой через веб-интерфейс. Плата за предоставление доступа к системе Меркурий не взимается.

 

3.            В докладе Управления написано, что в процессе работы выявлялась фальсифицированная пищевая продукция. Что с ней делают после составления административного протокола?

 

Ответ: в соответствии с п.2 ст. 3 федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в обороте не должна находится пищевая продукция, которая не соответствуют представленной информации и в отношении которой имеются обоснованные подозрения об ее фальсификации. Пункт 1 ст. 24 федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ закрепляет, что владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля. Если государственный инспектор в процессе работы выявил фальсифицированную пищевую продукцию, то помимо протокола об административном правонарушении, составляется и выдается нарушителю предписание об изъятии из оборота соответствующей продукции. При этом встречаются случаи, когда хозяйствующие субъекты самостоятельно изымали продукцию из оборота и уничтожали ее. В таких случаях предписание на изъятие продукции из оборота не выдается.

 

4.            Новые правила извещения Россельхознадзора о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов (от 10.08.2017) допускают извещение по почте. В таком случае, как определяется дата извещения? Как дата доставки или дата отправки письма?

 

Ответ: с 9.09.2017 вступил в действие Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 10.08.2017 № 390 «Об утверждении порядка немедленного извещения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме», пункт 3 которого обязывает направлять извещение о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов в территориальный орган Россельхознадзора, на территории деятельности которого осуществлена доставка. Заявитель в срок не позднее, чем один календарный день со дня доставки, направляет извещение в управление Россельхознадзора. Таким образом, при отправке извещения почтой учитывается срок отправки извещения, а не срок его фактического получения территориальным управлением Россельхознадзора.

Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия напоминает, что Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 10.08.2017 № 390 (п.4) допускает отправку извещения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо через официальный сайт управления Россельхознадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На сайте форма извещения (для Иркутской области и Республике Бурятия) размещена по адресу: http://izv.fitorf.ru/index.php?r=notice%2Fcreate. Данный вид отправки наиболее оперативный и совершенно бесплатный.

 

5.            При извещении Россельхознадзора о прибытии подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, нужно ли к извещению прикладывать копии карантинных и фитосанитарных сертификатов на данную продукцию?

 

Ответ: Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 10.08.2017 № 390 «Об утверждении порядка немедленного извещения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме» ввел в действие рекомендуемый образец извещения (Приложение к приказу). Сам порядок извещения описан в пунктах 3,4 Порядка немедленного извещения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме. Вышеуказанные нормы не предусматривают приложение к бланку извещения копий или оригиналов карантинных и фитосанитарных сертификатов на соответствующие продукцию или объекты.

Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия рекомендует заинтересованным лицам обеспечить хранение оригиналов карантинных и фитосанитарных сертификатов на подкарантинную продукцию, подкарантинные объекты вместе с копией извещения.

 

6.            При оформлении заявки на получение фитосанитарного сертификата в бланке заявки ставим номер вагона (при отправке груза по железной дороге). Если дорога заменяет вагон при погрузке, можно ли исправить в сертификате соответствующий номер самостоятельно?

 

Ответ: ст. 29 федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» закрепляет, что при вывозе из Российской Федерации на партию подкарантинной продукции оформляется фитосанитарный сертификат. Порядок оформления данного документа регламентирован Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.07.2016 № 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата» (далее – порядок). Пункт 3 порядка закрепляет, что сертификаты оформляются на бланках, подлежащих строгому учету и имеющих необходимые степени защиты. Указанные бланки являются защищенной полиграфической продукцией уровня «А».

Фитосанитарные сертификаты выдаются Россельхознадзором или его территориальным подразделением на основании заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции. В случае заявления экспортером подкарантинной продукции требования о переоформлении фитосанитраного сертификата в течение срока действия сертификата может быть переоформлен не более одного раза без проведения дополнительных исследований при условии сохранения целостности партии. Сертификат переоформляется и выдается подразделением Россельхознадзора, в регионе деятельности которого находится перевозимая подкарантинная продукция, в течение 1 рабочего дня.

Порядок не предусматривает внесение исправлений в заполненный бланк сертификата. Пункт 3.9 Порядка осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза, утверждённого решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе», объявляет недействительным фитосанитарный сертификат, который содержит не заверенные должностным лицом уполномоченного органа, его выдавшего, изменения или дополнения.

Таким образом, если возникает необходимость внесения исправления в текст фитосанитарного сертификата, то заинтересованное лицо обязано обратиться в территориальный орган Россельхознадзора. Самостоятельные исправления в тексте фитосанитарного сертификата приводят к его недействительности.

 

7.            При поездках на автомобиле из Бурятии в Иркутскую область часто видим свободную продажу омуля (копченого, соленого), а также продукции из мяса (свинина) на обочине дорог: какие меры принимаются Россельхознадзором по данным нарушениям?

8.             

Ответ: в соответствии со ст.2 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговая деятельность – это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (включает в себя как оптовую, так и розничную торговлю). Места осуществления торговой деятельности по продаже продовольственных товаров определяются в соответствии с положениями статей 10,11 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, т.е. на специально отведенных местах, включая ярмарки и рынки. Торговля вне установленных мест законодательством не регулируется, а ответственность за данное нарушение предусмотрена:

- ст. 15 закона Иркутской области от 12.11.2007 № 98-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Иркутской области»;

- ст. 58 закона Республики Бурятия от 05.05.2011 № 2003-IV «Об административных правонарушениях».

Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия не уполномочено на привлечение к ответственности лиц, осуществляющих незаконную торговую деятельность в соответствии с вышеуказанными законами.

В рамках взаимодействия с органами местного самоуправления, органами полиции, действующими в муниципальных образованиях, расположенных вокруг оз.Байкал, должностные лица Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия постоянно участвуют в совместных мероприятиях по пресечению незаконной торговли пищевыми продуктами в рамках предоставленных полномочий.

 

9.            Предприятие хочет пройти независимый аудит на соответствие принципам ХАССП, однако за Уралом практически нет компаний, которые могут его провести, а привлекать специалистов из европейской части страны очень дорого. Может ли Россельхознадзор помочь в данном вопросе?

 

Ответ: Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия разъясняет, что система ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard analysis and critical control points) – это совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП (п.2.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования», принятого постановлением Госстандарта РФ от 23.01.2001 № 31-ст). Пункт 2 ст. 10 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 № 880, закрепляет, что при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.

Таким образом, вопросы разработки и внедрения системы ХАССП относятся к компетенции хозяйствующего субъекта.

Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия дополнительно разъясняет, что оценка (подтверждение) соответствия процессов производства (изготовления) пищевой продукции требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» проводится в форме государственной регистрации производственных объектов (п.2 ст. 21 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»). В настоящее время нормативный акт, которым установлена процедура государственной регистрация производственных объектов, осуществляющих деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, не принят.

Добровольный аудит проводится исключительно на основании договора между заинтересованными лицами, включая вопросы предмета и объектов аудита, а также стоимости соответствующих услуг (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ).

Стоимость услуг добровольного подтверждения соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» находится вне компетенции Россельхознадзора.